ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для обучающихся 7 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2024-2025 учебном году. Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека; осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества; охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров; показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве; уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности. 2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии. 3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры. 4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы. 5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания. 6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности. МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) начальной школы и проводятся в 5-х, 6-х, 7-х классах в объеме 1 часа в неделю (Письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761), Программа предназначена для учащихся 7 классов. Рабочая программа по ОДНКНР. Религиозные культуры народов России. 7 класс разработана на основе: 1. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 3. Примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы: М. В. Козлов, В. В. Кравчук, Е. С. Элбакян, М.: «Просвещение», 2021, 4. Основной образовательной программы основного общего образования; Учебного плана школы; Положения о рабочей программе по предмету ; В процессе реализации программы используется учебник «Основы духовно нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» авторы: М.: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбакян, О.Д. Федоров, М. «Просвещение» 2021 г. Данный учебник соответствует ФГОС основного общего образования и строится на социокультурном, личностно-ориентированном подходах к обучению и развитию обучающихся. В соответствии с расписанием, годовым учебным планом-графиком, программа составлена для 7 класса и подразумевает 34 часа, в год, 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы 8. 9. 10. 11. 12. для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: Обучающиеся научатся: 1. систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России; 2. характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности; 3. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 4. описывать явления духовной культуры; 5. описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; 6. раскрывать роль религии в современном обществе; 7. характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. 8. объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны; сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовнонравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада; 9. давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовнонравственной культуре нашей страны; 10. объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской Федерации Обучающиеся получат возможность научиться: 1. сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности; 2. применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни; 3. описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры; 4. характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» 7 класс Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, фольклор и т.д. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях художественного творчества, исполнительского искусства, то есть, заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и культуроохраннной деятельности. Главная воспитательная задача – формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью и интеграция ценностей этнокультур народов России, диалога культур и терпимости. Содержание модуля включает в себя следующие разделы: Введение; Мировые религии и их развитие; Верования коренных народов России; Религии России о семье и обществе; Итоговое обобщение и повторение. Введение. Национальная и духовная культура России Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство, объединившее множество народов с их неповторимыми культурными и религиозными традициями. Российский народ — единая историческая общность. Религия как часть культурного пространства государства и общества. Символика российского флага и герба. Роль религиозных идей в формировании основных общечеловеческих принципов, нравственных законов общества. Особенности восприятия мира верующим человеком. Религия в истории человечества. Многообразие религиозных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию. Религиозные организации, зарегистрированные на территории нашей страны. Межрелигиозный совет России, цели его деятельности. Глава I. Религии России Зарождение христианства. Восточное христианство (православие) Зарождение христианства и возникновение церкви. О чём говорится в Священном Писании. Нагорная проповедь. Бог и человек в христианской религии. Основание христианской церкви. Гонения на христиан в Древнем Риме. Крест как символ христианства. Православный Символ веры. Раскол христианской церкви в 1054 г. Троица. Утверждение православия на Руси. Крещение Руси и её дальнейшая христианизация. Значение принятия христианства. Как появилась славянская азбука. Церковь — миротворец. Смягчение нравов, рост международного авторитета. Параллельное сосуществование христианства и элементов дохристианских языческих верований. Традиции и праздники русского народа. Основные вехи истории Русской православной церкви. Первые русские монастыри. Владимир, Москва — резиденции митрополитов. 25 Автокефалия (независимость) Русской православной церкви. Идея «Москва — Третий Рим». Введение патриаршества. Раскол (схизма) Русской православной церкви. Церковные реформы патриарха Никона. Старообрядцы. Большой Московский собор 1667 г. Подчинение Русской православной церкви государственной власти: ликвидация патриаршества, учреждение Святейшего синода. Манифест Екатерины II. Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения. Судьба Русской православной церкви после революции 1917 г. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Гонения на церковь в СССР. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Изменение отношения государственной власти к церкви в годы перестройки. Российская Федерация — светское государство. Организация церковной жизни. Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшая среди автокефальных церквей. Патриарх Московский и всея Руси. Кто такие миряне и клирики. Иерархия Русской православной церкви. Как живут в монастырях. Таинства. Молитва. Западное христианство (католицизм и протестантизм) Католическая церковь: учение и организация. Католицизм — крупнейшая христианская конфессия. Страны, в которых распространено католичество. Глава Римско-католической церкви — папа римский. Государство Ватикан. Как избирается папа. Герб Папского престола. Ордена и братства в католическом монашестве. Католическое духовенство. Главное богослужение католицизма — месса. Как проходит католическое богослужение. Католические обряды. Догматы католической церкви. Святые католической церкви. Католицизм в России. Отношения Русской православной церкви с Римским престолом. Войны России с католическими странами. Отношения с Римско-католической церковью в России при Петре I и Екатерине II. Конец XIX — начало ХХ в. — расцвет католицизма в России. Известные католики в российской истории, их вклад в культуру. Гонения на католическую церковь в СССР. Возрождение деятельности католической церкви в России в 1990-е гг. Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Начало Реформации. Тезисы Мартина Лютера. Вормсский эдикт. Аугсбургское исповедание веры, основы лютеранства. Распространение лютеранства в Европе. Реформация в Швейцарии. Основы кальвинизма, его распространение. Англиканская церковь, англиканство самостоятельное течение протестантизма. Борьба католиков и протестантов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир: закрепление религиозного раскола. Современный протестантизм. Многочисленные направления протестантизма. Пять основ протестантского богословия. Новые религии Протестантизм в России. Откуда в России протестанты. Протестантские общины при Петре I. Рост численности лютеран при Екатерине II. Роль лютеранской церкви в развитии культуры в России. Ислам Зарождение и распространение ислама. Значение слов «ислам», «мусульмане». Религия арабов с Аравийского полуострова. Святыни мусульман, Кааба. Мекка. Пророк Мухаммад. Начало мусульманского летоисчисления. Арабский халифат. Священная книга мусульман — Коран. Распространение ислама. Битва при Пуатье. Мечети — главные святыни ислама.Основные положения исламского вероучения. Пять столповислама. Догматы мусульман. Шахад. Молитва. Ураза (пост). Закят (милостыня). Хадж (паломничество). Имамы, муфтии, казии. Суннизм, шиизм и суфизм. Суннизм — одно из направлений в исламе. Правовые школы в суннизме. Что является обязательным для мусульманина-суннита. Шиизм. Шиитские страны. Возникновение шиизма. Традиции шиитов. Первые религиозные общины суфиев. Учение суфизма. Ислам в России. Исламские страны — соседи Руси. Ислам — религия золотоордынских ханов. Поселения служилых татар на территории России в XV в. Мусульмане в России при Екатерине II. Признание религиозных прав мусульманского духовенства Российской империи. Буддизм Зарождение буддизма. Учение Будды. Легенда о Сиддхартхе Гаутаме. Учение Будды. Этапы Восьмеричного пути благородных. Распространение буддизма. Противоречия и преемственность между буддизмом и брахманизмом. Появление индуизма. Распространение буддизма, разделение на южный и северный. Направления в буддизме. Монахи и монастыри. Последователи буддизма. Тибетский буддизм. Далайлама. Монастыри Тибета. Буддизм в России. Распространение буддизма среди тувинцев, бурят и калмыков. Указ Елизаветы о разрешении проповедовать буддизм на территории Бурятии. Буддийские монастыри. Иудаизм Становление иудаизма. Отличие иудаизма от других религий на момент его возникновения. Пророк Моше (Моисей). Тора. Как Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Сюжеты иудейского Священного Писания в произведениях искусства. Израильское царство и Иудея. Священнослужители в иудаизме. Символ веры в иудаизме. Иудаизм — древняя монотеистическая религия. Основные течения в иудаизме. Символ иудаизма — семисвечник Иерусалимского храма — менора. Хасидизм — религиозное тече-ние в традиционном иудаизме. Хасидская община. Новые течения в иудаизме. Иудаизм в России. Иудейские общины на северных берегах Чёрного моря. Увеличение численности иудеев в России в XVIII в. Создание Александром I Еврейского комитета. Что такое черта оседлости. Положение евреев после падения монархии в России. Иудаизм в современной России. Верования коренных народов России Первобытные верования. Древние верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Верования коренных народов Сибири. Шаманизм. Якутский миф 27 о Сотворении мира. Бурханизм (белый шаманизм) — алтайская традиционная религия. Тенгрианство. Культ Тенгри в Монгольской империи. Верования финно-угорских народов. Карело-финский эпос «Калевала». Верования ханты и манси. Верования восточных славян. Сходство со скандинавскими верованиями. Капища, идолы, славянские боги, духи местностей, рощ, водоёмов, лесов, полей и домов. Древние верования народов Северного Кавказа. Святилища и обряды. Боги коренных жителей Кавказа. Мифы и герои. Глава II. религии России о семье и обществе Христианское учение о семье и обществе Семья как домашняя церковь. Равноценность мужчины и женщины. Святые Пётр и Феврония Муромские. Дети как благословение. Материнская и отцовская любовь, заповедь почитания родителей. Примеры любви родителей к своим детям и почитания детьми родителей в Священном Писании. Таинство венчания в православном христианстве. Как проходит венчание. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на Архиерейском соборе в 2000 г. Идея нерасторжимости церковного брачного союза. Церковный развод. Брак в католицизме и протестантизме. Позиция современной Римско-католической церкви. «Катехизис Римско-католической церкви (1992)». «Социальная позиция протестантских церквей России». Социальные концепции католицизма и протестантизма. Защита прав и свобод каждой конкретной личности. Развитие саморегулирующегося гражданского общества, необходимость честного труда, важность межрелигиозного мира. Ислам как образ жизни Шариат. Шариат (предписанный путь) — юридические нормы, нравственные принципы, правила поведения мусульманина. Многочисленные и строгие предписания шариата. Строгость наказаний. Братство всех мусульман. Пищевые запреты. Семья и брак в исламе. Почтение к родителям. Значение родственных связей. Запреты в семейнобрачных вопросах. Традиционная мусульманская свадьба. Основные положения социальной программы российских мусульман. Принятие положений на Совете муфтиев России в 2001 г. Понятие «дар ас-сульх». Этика буддизма Основы нравственной жизни в буддизме. Главные «яды, привязывающие бессмертную сущность человека к бесконечному колесу» рождений и 28 смертей: алчность, ненависть и заблуждение. Путь буддийской добродетели. Понятие кармы. Закон кармы. Буддийские притчи. Семья и её ценности в буддизме. Буддийское учение о семье. Буддийская свадьба. Обязанности мужа и жены. Иудаизм как уникальная культурная общность Брак и семья в иудаизме. Церемония бракосочетания. Иудейская праведность. Обряды иудаизма. Заповеди в иудаизме. Пищевые запреты. Социальная доктрина иудаизма. Основы социальной концепции иудаизма в России. Принятие «Основ социальной концепции иудаизма в России» на Конгрессе еврейских религиозных организаций и общин России в 2003 г. Итоговое занятие по главе II Итоговое обобщение ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Введение Введение. Национальная и духовная культура России 1.1 Итого по разделу Всего 1 Контрольные работы 0 Практические работы 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека МЭШ — 9 кл. Национальный состав населения России (mos.ru) 1 Раздел 2. Мировые религии и их развитие 2.1 Зарождение христианства. Восточное христианство (православие) 4 0 0 2.2 Западное христианство (католицизм и протестантизм) 3 0 0 2.3 Ислам 4 0 0 2.4 Буддизм 2 0 0 Библиотека МЭ Ш — Урок 21. Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь Библиотека МЭШ — Могущество папской власти. Католическая 7церковь и еретики (mos.ru) Библиотека МЭШ — Урок 26. Учение Будды. (mos.ru) 2.5 Иудаизм Итого по разделу Раздел 3. Верования коренных народов России 4 17 Верования коренных народов России 5 Итого по разделу Раздел 4. Религии России о семье и обществе 5 3.1 4.1 4.2 4.3 4.4 Христианское учение о семье и обществе Ислам как образ жизни Этика буддизма Иудаизм как уникальная культурная общность 0 1 1 1 Урок: Языки народов России: работа с исто чниками данных на уро 20ках родного языка (mos.ru) Библиотека МЭШ — Христианская семья и её ценности (mos.ru) 2 0 0 2 0 0 1 0 0 3 1 1 Итого по разделу 8 Раздел 5. Итоговое обобщение и повторение 5.1 Итоговое обобщение и повторение Итого по разделу 3 3 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Введение. Национальная духовная культура России 1. 2. 3. 4. Зарождение христианства и возникновение церкви Утверждение православия на Руси Основные вехи истории Русской православной церкви Всего Контрольные работы Практические работы и 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 5. Организация церковной жизни 1 0 0 6. Католическая церковь: учение и организация 1 0 0 Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека МЭШ — 9 кл. Национальный состав населения России (mos.ru) Библиотека МЭШ — Воз ник новение искусства и религиозных верований (mos.ru) Библиотека МЭ Ш — Урок 21. Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь Библиотека МЭШ — Могущество папской власти. Католическая 7церковь и еретики (mos.ru) 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Католицизм в России Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Современный протестантизм. Протестантизм в России. Зарождение и распространение ислама Основные положения исламского вероучения Суннизм, шиизм и суфизм Ислам в России Зарождение буддизма. Учение Будды. Распространение буддизма . 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 14. Тибетский буддизм. Буддизм в России 1 0 0 15. Становление иудаизма 1 0 0 16. 17. Основные течения в иудаизме Иудаизм в России Кейс 1. Что общего у мировых религий. Практическое занятие. 1 1 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 18. 19. Первобытные верования Библиотека МЭ Ш —Распространение протестантизм а в Европе (mos.ru) Библиотека МЭШ — Урок 26. Учение Будды. (mos.ru) Библиотека МЭШ — Хранители предан ия в религиях мира (mos.ru) Урок: Языки народов России: работа с исто чниками данных на уро 20ках родного языка (mos.ru) 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Верования коренных народов Сибири. Верования финноугорских народов. Древние верования народов Северного Кавказа Верования восточных славян. Занятие 1 Верования восточных славян. Занятие 2 Итоговое занятие к главе I Православная семья как домашняя церковь. Таинство венчания в православном христианстве «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Брак в католицизме. Социальные концепции католицизма и протестантизма Шариат. Семья и брак в исламе Ислам как образ жизни. Основные положения социальной программы российских мусульман Основы нравственной жизни в буддизме. Семья и ее ценности в буддизме. 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека МЭШ — Христианская семья и её ценности (mos.ru) 31. 32. 33. Брак и семья в иудаизме. Иудейская праведность «Основы социальной концепции иудаизма в России». Кейс 2. Семья и семейные ценности в религиозных культурах. Практическое занятие Итоговое занятие к главе II Повторение материала Итоговое обобщение материала 34. Повторение материала 29. 30. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 0 34 3 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Религиозные культуры народов России» — учебник для 7 класса. Авторы: Козлов М. В., Кравчук В. В., Элбакян Е. С., Фёдоров О. Д. Издательство: Просвещение/Союз. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 7 класс: методические рекомендации Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обученияи воспитания. – М., 2005. 6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 7. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека http://www.lib.ru – электронная библиотека http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал www.hrono.ru - Всемирная история в интернете www.istorya.ru- История стран и цивилизаций 10. http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы 11. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. 2. 3. 4. Учебники Рабочая тетрадь к учебнику Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер Электронные пособия ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: 2. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.