Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2024-2025 уч. год: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственноэкологическое воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания: патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях; ценностного отношения к природе, окружающей среде; ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга). Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; формирование информационной грамотности современного школьника; развитие коммуникативной компетентности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Цель программы: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активацию мелкой моторики пальцев рук. Задачи: Образовательные: познакомить с техникой выполнения творческих работ из проволоки; способствовать формированию конструктивных умений у детей; учить детей экспериментировать с цветом и формой при создании художественных образов; обучать приемам: сгибание, скручивание, переплетение; научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение, творческое мышление. Развивающие: развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев рук; развивать тактильные ощущения детей; развивать творческие способности детей. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. Отличительные особенности программы Базовые теоретические идеи, ключевые понятия Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Синельная фантазия» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка. Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительномоторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе). Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Синельная фантазия» дают возможность для развития зрительно пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных техник. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков. Особенности возрастной группы учащихся начальных классов: возраст детей и их психологические особенности Дети 6-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются: - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; - потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания; - потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Ведущие виды деятельности: - игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности; - учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Синельная фантазия» Прогнозируемый результат: Скоординированы движения кистей рук воспитанников; - развито творческое воображение у воспитанников; - сформирован интерес к творческой деятельности; - развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией. Календарно-учебный график № 1 2-4 Тема Разные виды проволоки (алюминиевая, медная, стальная, силовой кабель, синельная). «Насекомые Синельная проволока разных : гусеница, цветов, ножницы, бабочка, клей, бусины. стрекоза». «Знакомств ос разнообразн ыми видами проволоки» 1 «Вишенки» 2 «Тыква» 3-4 Материал «Гроздь винограда» Синельная проволока красного и зеленного цвета. Синельная проволока: оранжевого, коричневого, зеленного цвета, ножницы. Синельная проволока: сиреневого, синего и зеленого цвета, ножницы. Содержание работы Сентябрь Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие проволоки. Познакомить с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя свойства. Форма контроля Практичес кая работа Продолжать знакомить детей с новым с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой, ее свойствами. Научить: скручивать, сгибать, отрезать. Воспитывать эстетические чувства. Октябрь-Ноябрь Продолжать учить детей, делать простые поделки. Развивать пространственное воображение, творческое мышление. Самостоят ельная работа Продолжать знакомить детей с разными приемами по изготовлению поделок из синельной проволоки. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости. Самостоят ельная работа Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Творческая работа Самостоят ельная работа Дата 5 «Цветок для Синельная проволока: мамы» красного, розового, зеленого цвета. 1 «Крокодил» 2-3 «Рыбка» 1-2 3 1 Палочка от мороженного, белый картон, фломастеры. Зелёная синельная проволока. Пластмассовые глаза. Синельная проволока, пластмассовые глазки, помпоны. Продолжать развивать навык работы с синельной проволокой. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости. Творческая работа Ноябрь - Декабрь Научить наматывать проволочку на палочку от мороженного. Развивать творческую фантазию детей, формировать художественный вкус. Самостояте льная работа Продолжать знакомить детей с новыми материалом для конструирования – пушистой проволокой, её свойствами. Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Январь «Рождествен Блестящая синельн Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и ский венок» ая проволока, ножницы, клей. нетрадиционным материалом. «Карнаваль ные очки» «Сердечко» Синельная проволока Красный картон, карандаши, ножницы, синельн ая проволока. Практичес кая работа Творческая работа Развитие мелкой моторики рук, закрепление приемов работы с синельной проволокой. Самостояте льная Февраль - Март Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким. Практичес кая работа 2-3 «Попрыгунч Синельная проволока. ики» Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук, умение сгибать и скручивать. 4-5 «Мальчики солдаты» Поролон, синельна я проволока, глазки, ножницы, клей. «Черепашка Синельная проволока, » пластмассовые глазки. Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. 6 1-2 «Нарцисс» 3-5 «Украшени я» (колечко, бусы, браслет) «Ваза для цветов» 4-6 7 «Куклы девочки» 8 «Веточки Синельная проволока белого, желтого, зеленого цвета. Синельная проволока, бусины крупные и мелкие. Маленькие пластмассовые баночки, синельна я проволока. Синельная проволока, поролон, картон, пластиковые ложки, ножницы, клей, глазки. Синельная Самостояте льная работа Практичес кая работа Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление. Март - Май Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Самостоят ельная работа Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. Творческа я работа Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление. Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. Развивать чувство формы. Практичес кая работа Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, Практичес кая работа Творческа я работа Самостоят ельная работа проволока, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, шпажки, ножницы. развивать пространственное воображение творческое мышление . Совершенствовать умения и навыки в свободном «Пасхально Синельная проволока, экспериментировании материалами. Развивать воображение, е яйцо» пластмассовые творчество. Укреплять пальчики и кисти рук. футляры. Создание интересных поделок, композиций, макетов «Обезьянки Шпажки, каштаны, синельна из синельной проволоки в сочетании с природным и под я проволока. нетрадиционным материалом. пальмой» Синельная Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, «Божья проволока, клей, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, коровка» глазки. развивать пространственное воображение творческое мышление. вербы» 9 10 11 Творческа я работа Самостоят ельная работа Практичес кая работа Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Технические средства обучения. 1. Классная магнитная доска. 4. Интерактивная доска 5. Компьютер Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Используемая литература 1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей” 5. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 6. Н.М.Конышева “Умелые руки” 7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. 8. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru