Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность для 10-11 классов 2024г.

-

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности
составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273 ФЗ;
Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12декабря
2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы
внеурочной деятельности:
- Основной образовательной программы среднего общего образования (по
ФГОССОО) учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным
планом в 10 классе отводится 0,5 час в неделю (всего -17 часов); в 11 классеотводится
0,5 часа в неделю (всего -17 часов).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
• способность находит и извлекать информацию из разных текстов
• способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
• анализ и интеграция информации, полученной из текста;
• учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;

• умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
• умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
• умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
• умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения. Личностные результаты:
• умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
• умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку
эффективности внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
• индивидуальная
оценка
результатов внеурочной деятельности
каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп
обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в
форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на
основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих
работ, представления «Портфолио».

Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов официально – делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Применение информации из
текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Тематическое планирование, 10 класс
№
п/п

Кол-во
Название темы

Теор

Практ

Часов

По плану фактич

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10
11
12
13

Потребление или инвестиции?
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
1
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
1
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
ситуации.

1

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Итого:

14
15
16
17

1

1

1
1

1
1

1

1

17

Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации
в
текстах.
Критическая
оценка
степени
достоверности, содержащейся в тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, платформе РЭШ.
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные Видео-лекции,
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? мастер-классы,
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные семинары,
викторины
деньги.
Образовательного
Альянса
Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»
Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Тематическое планирование, 11 класс
№
п/п

Название темы

Колво

Теорет Практи
.
ч

По
плану

Часов
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1
1
1

Дата

1
1
1

фактич

Заработная плата. Почему у всех она разная? От
1
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
1
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
1
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
1
Типы задач на грамотность. Аналитические
1
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Итого:
17

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:
1.Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
2.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение,
2021.
Технические средства обучения:
-Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет,
- принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
-

Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/

-

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».