- Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ; Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12декабря 2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной деятельности: - Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОССОО) учреждения. Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в 10 классе отводится 0,5 час в неделю (всего -17 часов); в 11 классеотводится 0,5 часа в неделю (всего -17 часов). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: • способность находит и извлекать информацию из разных текстов • способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; • анализ и интеграция информации, полученной из текста; • учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; • качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». Содержание внеурочной деятельности, 10 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и риски, связанные с ними. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Поисковые и научные исследования Диспут Тематическое планирование, 10 класс № п/п Кол-во Название темы Теор Практ Часов По плану фактич Модуль «Основы финансовой грамотности» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 Потребление или инвестиции? 1 Активы в трех измерениях. Как сберечь личный 1 капитал? Модель трех капиталов. 1 Риски предпринимательства. 1 Бизнес- инкубатор. Бизнес-план. 1 Государство и малый бизнес. 1 Бизнес подростков и идеи. 1 Молодые предприниматели. Кредит и депозит. 1 Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с 1 ними. Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. 1 Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Итого: 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Содержание внеурочной деятельности, 11 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на Собственность и доходы от нее. Арендная плата, платформе РЭШ. проценты, прибыль, дивиденды. Социальные Видео-лекции, выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? мастер-классы, Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные семинары, викторины деньги. Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Тематическое планирование, 11 класс № п/п Название темы Колво Теорет Практи . ч По плану Часов Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 2 3 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Откуда берутся деньги? Виды доходов. 1 1 1 Дата 1 1 1 фактич Заработная плата. Почему у всех она разная? От 1 чего это зависит? Собственность и доходы от нее. 1 Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. 1 Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 Как заработать деньги? Личные деньги. 1 Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на 1 текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 1 Сопоставление содержания текстов научного стиля. 1 1 Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, 1 научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. 1 Типы задач на грамотность. Аналитические 1 (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. 1 Итого: 17 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: 1.Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. 2.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Технические средства обучения: -Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, - принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы: - Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/