Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники» разработана в соответствии с нормативно–правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации «от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения РФ от 27 июля2022 г.№ 629); СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242); - Уставом МБОУ CОШ №20 им В.В. Куприянова. Направленность–техническая. Учебный курс программы дополнительного образования «Основы робототехники» предназначен для начинающих и не требует специальных входных знаний. Робототехнический конструктор НИКИ РОБОТ – это удачное образовательное решение, позволяющее показать все базовые принципы робототехники и воплотить в реальности самые смелые идеи. Содержание программы направлено на формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире. Актуальность программы. Робототехника является перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественнонаучных дисциплин. Программа даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам в области робототехники и предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Кроме того, обучение по данной 1 программе способствует развитию творческой деятельности, конструкторскотехнологического мышления детей, приобщает их к решению конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Педагогическая целесообразность– занятия робототехникой дают необычайно сильный толчок к развитию обучающихся, формированию интеллекта, наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять творческий подход в решении поставленной задачи. Программа доступна для мотивированных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из сельской местности. Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы 9 – 12лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Программа доступна для мотивированных детей, а также для детей из сельской местности. По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды с учетом особенностей их психофизического развития. Занятия с такими детьми проводятся вместе с другими учащимися. Программа учитывает психологические и возрастные особенности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей- инвалидов, предполагает вариативность объяснения учебного материала и практических заданий. Программа доступна для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентирована на создание условий для формирования здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, а также программа создает условия для выявления одаренных детей. Объём и срок реализации программы: Количество часов по программе в год–36 часов. По продолжительности реализации программа–одногодичная. Занятия проводятся 1ч в неделю по 40 минут. Количество обучаемых в группе составляет от 8 до12человек. Форма организации образовательного процесса – очная. По содержанию деятельности–интегрированная. 2 Уровень сложности – стартовый. По уровню образования – общеразвивающая. Формы занятий: групповые индивидуальные. Цель: создание условий для развития научно- технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники. Задачи: Обучающие: • Оказать содействие в получении знаний о конструировании роботов; • Ознакомить обучающихся с конструктивным, аппаратнымобеспечением платформы НИКИ РОБОТ; ознакомить обучающихся с основами механики, механизмами и соответствующей терминологией; помочь изучить и освоить среду программирования Scratch и др.; • • • • • • • • • помочь изучить базовые понятия алгоритмизации и программирования: с использованием робота НИКИ РОБОТ; оказать содействие в понимания правил составления программы управления роботами; Развивающие: развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся; развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом; развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей. развивать умения творчески подходить к решению задачи; развивать применение знаний из различных областей знаний; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; получать навыки проведения физического эксперимента. Воспитательные: • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; • способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; 3 • воспитывать трудолюбие, уважение к труду; • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, удовлетворения за достижения отечественной науки и техники. Планируемые результаты Личностные результаты Результаты развития обучающихся: • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. У обучающихся будут сформированы: • активность, дисциплинированность и наблюдательность; • взаимоуважение, самоуважение; • мотивация к изобретательству; • стремление к получению качественного законченного материала; • навыки проектного мышления и работы в команде. Метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; • • • 4 • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты • усвоение правил техники безопасности; • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. По окончании программы обучающийся должен знать: • • • правила безопасной работы на занятии с образовательной робототехникой; • понятия рычаг, шкив, зубчатое колесо, передача, сила трения; • способы передачи движения; • способы преобразования энергии; • конструктивные особенности различных механизмов; • принципы работы и использования датчиков; • этапы решения задач; • основы конструирования. По окончании программы обучающийся должен уметь: • собирать конкретные модели, пользуясь инструкцией; • самостоятельно решать технические задачи. 5 Учебно -тематический план № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. Название раздела, темы Количество часов Всего Раздел 1. Введение в робототехнику. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в кабинете. Изучение деталей конструктора. Введение в терминологию Простые машины. Рычаг. Колесо и ось.Блоки. Наклонная плоскость. Клин. Винт 5 Теория Практ ика 3.5 1.5 Формы аттестации по разделу, теме 1 1 - Опрос 1 1 - Тест 1 0.5 0.5 Тест 1.4. Механизмы. Зубчатая передача. Кулачок. Храповой механизм с собачкой. 1 0.5 0.5 Тест, кейс 1.5. 2. Конструкции. Раздел 2. Силы и движение. 1 5 0.5 0 0.5 5 Тест, кейс 2.1. Экскаватор 1 - 1 2.2. Конвейер 1 - 1 2.3. Свободное качение 1 - 1 2.4. Камень-ножницы-бумага 1 - 1 2.5 Качели 1 - 1 Раздел 3. Творческие задания на проектирование и конструирование. 13 - 13 3.1. Фантастическое существо. 2 - 2 3.2. Создание подставки для телефона 2 - 2 3.3 Робот дзюдо 2 - 2 Выполнение 3.4 Персонаж мультфильма 3 - 3 Выполнение 3.5 Игра цветов 2 - 2 Выполнение 3.6 4 Катапульта Раздел 4. Инженерное проектирование и конструирование Бесконечный цикл 2 13 - 2 13 Выполнение 2 - 2 Выполнение 3 4.1 Выполнение кейса Выполнение кейса Выполнение кейса Выполнение кейса Выполнение кейса Выполнение Выполнение 6 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 Сортировка цвета Мелодия Рисовальщик Робот Змей Мотоцикл Автомобиль 2 2 2 2 2 1 - 2 2 2 2 2 1 Выполнение Выполнение Выполнение Выполнение Выполнение Выполнение 7 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в робототехнику (5 часов) Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в кабинете (1 ч.) Теория: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Понятие о робототехнике, организация рабочего места. Что такое техническое моделирование, робототехника, электроника, мехатроника. Задачи и план работы учебной группы. Контроль: Опрос, тест, кейс – задания. Тема 1.2. Изучение деталей конструктора. Введение в терминологию (1 ч.) Теория: Краткий обзор содержимого робототехнического комплекта KLIC «Технология и физика». Значение техники в жизни человека. Демонстрация готовых изделий. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Контроль: Опрос, тест, кейс –задания. Тема 1.3. Простые машины. Рычаг. Колесо и ось. Блоки. Наклонная плоскость. Клин. Винт (1 ч.) Теория: Изучение простых механизмов: «Рычаг», «Блоки. Наклонная плоскость. Клин. Винт», «Конструкции». Практика: Конструирование моделей «Рычаг», «Блоки. Наклонная плоскость. Клин. Винт», «Конструкции». Контроль: Опрос, тест, кейс – задания. Тема 1.4. Механизмы. Зубчатая передача. Кулачок. Храповой механизм с собачкой. (1 ч.) Теория: дать понятие о видах механический передачи. Что такое зубчатая передача, кулачок, храповой механизм с собачкой. Практика: Устный опрос. Конструирование моделей с различными видами механической и зубчатой передачи. Контроль: Опрос, тест, кейс – задания. Тема 1.5. Конструкции. (1 ч.) Теория: как построить прочные конструкции. Практика: Конструирование модели с устойчивой конструкцией. Контроль: Опрос, тест, кейс – задания. 8 Раздел 2. Сила и движение Тема 2.1. Экскаватор (1 ч.) Теория подъём тел. Практика: Конструирование модели: «Экскаватор». Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание. Тема 2.2. Конвейер (1 ч.) Теория: Перенос объектов. Практика: Конструирование модели «Конвейер Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание. Тема 2.3. Свободное качение (1 ч.) Теория: Уравновешенные и неуравновешенные силы. Практика: Конструирование модели: «Свободное качение». Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание. Тема 2.4. Камень-ножницы-бумага (1 ч.) Теория: Изменение объекта. Практика: Создание игры «Камень-ножницы-бумага ». Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание. Тема 2.4. Качели (1 ч.) Теория: Уравновешенные и неуравновешенные силы. Трение и проскальзывание. Практика: Конструирование модели: «Качели». Контроль: Опрос, тест, кейсовое задание. 9 Календарный учебный график № Месяц Тема занятия Форма занятия Формы контроля 1 лекция беседа,опрос 1 7.09.2024г 2 14.09.2024г Изучение деталей конструктора. Введение в терминологию 1 Лекция практ.зан. творческаяработа 3 21.09.2024г Простые машины. Рычаг. Колесо и ось.Блоки. Наклонная плоскость. Клин. Винт 1 Лекция /практ.зан. Наблюдение, практическая работа 4 28.09.2024г 1 Лекция /практ.зан. практическая работа 5 5.10.2024г Механизмы. Зубчатая передача. Кулачок. Храповой механизм с собачкой. Конструкции. 1 6 12.10.2024г Экскаватор 1 Лекция /практ.зан. практ.зан. 7 19.10.2024г Конвейер 1 практ.зан. 8 26.10.2024г Свободное качение 1 практ.зан. 9 9.11.2024г Камень-ножницы-бумага 1 Практ.зан. 10 16.11.2024г Качели 1 практ.зан. 11 23.11.2024г Фантастическое существо. 1 практ.зан. 12 30.11.2024г Фантастическое существо. 1 практ.зан. 13 7.12.2024г 1 практ.зан. 1 практ.зан. 15 Создание подставки для телефона 14.12.2024г Создание подставки для телефона 21.12.2024г Робот дзюдо 1 практ.зан. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Творческий проект Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическаяя работа 16 28.12.2024г 1 практ.зан. 14 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в кабинете. Кол-во часов Робот дзюдо Практическая работа 10 17 11.01.2025г Персонаж мультфильма 1 практ.зан. 18 18.01.2025г Персонаж мультфильма 1 практ.зан. 19 25.01.2025г Персонаж мультфильма 1 практ.зан. 20 01.02.2025г Игра цветов 1 практ.зан. 21 08.02.2025г Игра цветов 1 практ.зан. 22 15.02.2025г Катапульта 1 практ.зан. 23 22.02.2025г Катапульта 1 практ.зан. 24 01.03.2025г Бесконечный цикл 1 практ.зан. 25 08.03.2025г Бесконечный цикл 1 практ.зан. 26 15.03.2025г Сортировка цвета 1 практ.зан. 27 22.03.2025г Сортировка цвета 1 практ.зан. 28 05.04.2025г Мелодия 1 практ.зан. 29 12.04.2025г Мелодия 1 практ.зан. 30 19.04.2025г Рисовальщик 1 практ.зан. 31 26.04.2025г Рисовальщик 1 практ.зан. 32 03.05.2025г Робот Змей 1 практ.зан. 33 10.05.2025г Робот Змей 1 практ.зан. 34 17.05.2025г Мотоцикл 1 практ.зан. 35 24.05.2025г Мотоцикл 1 практ.зан. 36 27.07.2025 Автомобиль 1 практ.зан. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 11 Методическое обеспечение программы Программой предусматриваются занятия стандартные и нестандартные: занятие-практикум, занятие-зачет, занятие – конкурс, занятие-испытание. Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом: заполняется журнал присутствующих на занятиях обучаемых объявляется тема занятий; раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается, где можно взять этот материал; теоретический материал педагог дает обучаемым, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники); проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучаемых. Практические занятия проводятся следующим образом: педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу; далее педагог показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота; педагог отдает обучаемым, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает, где они размещены на его сайте, посвященном именно этой теме; далее обучаемые самостоятельно (и, или) в группах проводят сборку узлов робота; практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке. 12 Основные принципы построения учебного занятия: 1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники. 2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 4. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. 5. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления. 6. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 7. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, схорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. Основные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе. Методы получения новых знаний • рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности • практическая деятельность, упражнения. Методы организации взаимодействия обучающихся и накопление социального 13 • опыта метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении). Методы развития познавательного интереса • формирование готовности восприятия учебного материала; • метод создания ситуаций творческого поиска. • Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся творческое задание, создание креативного поля; • • метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся и учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития обучающихся коллектива; наблюдение за работой обучающихся Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой, индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу. Средства обучения также разнообразные в зависимости от цели: средства наглядности, задания, упражнения, технические средства обучения, учебные пособия для педагога, дидактические материалы, методические разработки, рекомендации и др. Диагностический инструментарий и формы контроля Для определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся и проведения диагностики используется трехуровневая система: Высокий уровень: - сфера знаний и умений: отличное владение понятийным аппаратом, безошибочно и точное, грамотное выполнение заданий, правильная работа, соблюдение правил ТБ при работе с техникой, точное планирование своей работы; - сфера творческой активности: обучающийся проявляет выраженный 14 интерес к занятиям, творческой деятельности, обстановке и педагогу; активно принимает участие в конкурсах различного уровня; сфера личностных результатов: прилагает усилия к преодолению трудностей; слаженно работает в коллективе, умеет выполнять задания самостоятельно. Средний уровень: - сфера знаний и умений: знание базовых понятий, соблюдение правил ТБ при работе с компьютерами, выполнение заданий с допущением неточности; недостаточно рациональное использование рабочего времени; сфера творческой активности: включение обучающихся в работу достаточно активно (с желанием), или с проявлением интереса к работе, ноприсутствует быстрая утомляемость; участие в конкурсах (внутриучрежденческого и городского уровней); - сфера личностных результатов: планирование работы по наводящим вопросам педагога или самостоятельно, но с небольшими погрешностями; возникновение трудностей при работе в коллективе (присутствует желание добиться положительного результата в работе). Низкий уровень: сфера знаний и умений: слабое развитие понятийного аппарата, отсутствие достаточного уровня работы с языком программирования; - сфера творческой активности: начало выполнения задания только после дополнительных побуждений, а во время работы частое переключение внимания, выполнение заданий недостаточно грамотно; - сфера личностных результатов: нерациональное использование времени; планирование собственной работы только по наводящим вопросам педагога, не умение выполнять задания. Программой «Робототехника» предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, а также промежуточный, результаты которых фиксируются в листах оценивания. Предварительный контроль проводится в первые дни обучения для выявления исходного уровня подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебнотематический план, определить направление и формы индивидуальной работы (метод: анкетирование, собеседование). Промежуточный контроль. В конце каждой четверти проводится итоговое занятие в форме зачета, состоящего из практической и теоретической частей. Проверка теоретического материала осуществляется в письменной форме (составляется из вопросов по каждому разделу программы). Практическая часть состоит из проверки умений и навыков по работе в системе программирования. 15 Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям.Этот контроль должен повысить заинтересованность обучающихся в усвоении материла. Он позволяет своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, участие в мероприятиях, конкурсах. На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль. Формы контроля: зачет, тестирование, письменный опрос, анкетирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение. Формы подведения итогов: -участие в конкурсах, соревнованиях, сетевых проектах; -выставки технического творчества; - результаты работ обучающихся фиксируются на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике; - фото и видео материалы по результатам работ размещаются на сайте учреждения; предлагаются для участия на фестивалях и олимпиадах различных уровней. Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации 1. Что называют промышленными роботами? Это робот, способный осуществлять двигательные и управляющие действия в производственном процессе. - Это автоматические устройства, способные осуществлять двигательные и управляющие действия в производственном процессе по заданной программе. Это машина, способная осуществлять двигательные действия по заданной программе. 2. Универсальные роботы способны осуществлять - Различные технологические операции - Различные игровые технологии - Различные операции под присмотром человека 3. Специализированные роботы предназначены для выполнения - Множества функций 16 - Определенной работы - Задания человеком 4. Специальные роботы. - Имеют особую конструкцию и способны работать в особых условиях или выполнять специальную функцию - Имеют обычную конструкцию и могут выполнять все поставленные задачи - Способны работать в космосе 5. К чему крепят инструмент на робота? - Фланец - Ось - После насадки 6. Как называется функция, при которой робот не может двигаться, то есть робот находится в таком положении, при котором не может выполнять поставленную задачу? - Юстировка - Калибровка - Сингулярность 7. Выберите правильное определение робота - Автоматическое или автоматизированное устройство, включающее в себя систему датчиков, контроллер и исполняющее устройство, выполняющее некоторые операции по заранее заданной программе, самостоятельно или по команде человека -Система, оснащенная искусственным интеллектом для принятия решения -Механическое устройство, выполняющее операции в автоматическом режиме - Системы климат- контроля 8. Что первым делом учитывается при разработке робота с точки зрения электроники? - Датчик и влажности, и температуры, контроллер и система нагрева - Датчик движения, датчик света и видеокамера 9. Какие признаки подскажут, что для этой работы нужен робот? - Экстремальные условия и трудно доступность рабочих объектов 17 - Низкая квалификация сотрудников - Использование необычных инструментов 10. Что помогло бы улучшить грузоподъемность рабочих на заводе? - RPA - Роверы - Манипуляторы - Экзоскелеты 11. Какой элемент связывает действия робота и показания датчиков между собой? - Система датчиков - Исполняющее устройство - Алгоритм 12. У вас есть робот-манипулятор, задача которого — раскладывать в хранилище бумажные документы. Хранилище состоит из двух комнат. Чем должен обладать новый робот, чтобы успешно выполнять работу? - Датчик цвета и система питания на солнечной энергии Система перемещения и шарнир, позволяющий перемещать рычаг манипулятора по трем осям 13. Выполнение как их задач пока еще нельзя передать роботам? - Исследования вулканов и поверхности морского дна - Выращивание семян на космической станции - Заполнение и обработка данных из заявлений 1) 2) 3) 4) 5) Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы Теоретические основы робототехники. Физические основы робототехники. Робототехника и искусственный интеллект. Основы конструирования. Информация, информационные процессы в моделировании. 6) Алгоритмизация.Среды программирования мобильных роботов. 7) Алгоритмы различных траекторий простых движений. 8) Мобильный робот с автономным управлением. 9) Демонстрационные механические приборы. 10) Использование простых механизмов в робототехнике. 11) Использование датчиков мобильного робота для анализа условий 18 окружающей среды. 12) Интерфейс и особенности программирования. Список литературы для педагога: 1. Ермишин К.В., Кольин М.А., Каргин Д.Н., Панфилов А.О.– Методические рекомендации для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М.,2015. 2. Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1/ 3. Каширин Д.А. Основы робототехники VEX IQ. Учебно- методическое пособие для учителя. ФГОС/ Д.А. Каширин, Н.Д. Федорова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 136 с. ISBN978-5- 377-10806-1. дляучащихся: 1. Каширин Д.А. Основы робототехники. Рабочая тетрадьдля ученика. ФГОС/Д.А.Каширин, Н.Д.Федорова.-М.:Издательство «Экзамен», 2016. - 184 с. ISBN 978-5-377-10805-4 2. Мацаль И.И. Основы робототехники. Учебно-наглядноепособие дляученика.ФГОС/И.И.Мацаль,А.А.Нагорный.-М.:Издательство «Экзамен»,2016.-144с.ISBN978-5-377-10913-6 19