Рабочая программа черчение 7-8 классов в соответствии с ФОП 2024г

Аннотация
Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного
стандарта общего образования и обеспечена УМК: учебниками для общеобразовательных учреждений «Черчение»,
авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов И.С. Вышнепольский. 4-е издание.,М.: АСТ: Астрель, 2007.,-221 стр,
Программа расчитана на 35 часов в год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих нормативных
документов:
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Черчение»,
авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. (одобрен
решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №
21/ 12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 5марта 2004 г. № 1089/3.
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ. Извлечение (одобрен
решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №
21/12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального базисного учебного плана для
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 9 марта 2004 г. № 1312) 37
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный
год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. N 1067).
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений программы МОРФ
Москва «Просвещение» 2007. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение:
Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки

Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,
Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.
Цель и задачи программы обучения в области формирования компетентностей
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных
представлений и графической грамотности учащихся, научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и
сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием; научить
школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при
решении задач с творческим содержанием.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных
представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития
познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как
эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в
нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости
проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических
рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического
труда.

-обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов,
анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие
способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну,
две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах
выполнения технических рисунков;
-обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами
выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с
графической деятельностью школьников;
-научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к
самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ,
работа с учебником и справочным материалом
Сведения о программе
Рабочая программа по черчению для 7, 8 классов создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: МОРФ
Москва «Просвещение» 2007. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение:
Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С.

Программа разработана на основании «Примерного положения о структуре , порядке разработки и утверждения рабочих
программ, учебных предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории
Амурской области и реализующих программы общего образования и приложении к приказу министерства образования и
науки области 15.09.2010 №1439.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование,
список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и
практических работ.
Программа рассчитана на 35 учебных часов на каждый класс.
Обоснование выбора данной программы
Программа выбрана в связи с тем, что она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
черчения, которые определены стандартом.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование. Изменения в авторскую программу не
вносились.
Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся в соответствии с
ФК ГОС.
Черчение базовая учебная дисциплина, которая вырабатывает у учащихся формирование технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности
школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие
конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи
черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности
к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка
школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин.
По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако
отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой
видоизменение общих методов обучения.
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 34 учебных часов в год, на каждый класс,

Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно- урочная система: традиционные уроки (усвоение
новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, практическая
деятельность);
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием
современных информационных технологий.
Технологии обучения:

личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение,
развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, коллективный способ обучения
(работа в парах постоянного и сменного состава), проектно-исследовательская технология, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Ценностно-смысловые компетенции. Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения.
Учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными
навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебнопознавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационные компетенции. Владение современными средствами информации и информационными
технологиями .Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и
достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени
обучения в рамках изучаемого предмета.
Социально-трудовые компетенции. Умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии

необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры
мышления и поведения.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы: письменный и устный, зачёт, графическая и практическая работа, тест.
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые
являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос
учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по
карточкам.

Планируемый уровень подготовки учащихся в результате изучения учебного курса.

За время изучения учебного курса учащиеся должны знать:
 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные
правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений
деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
 рационально использовать чертежные инструменты;

 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
 анализировать графический состав изображений;
 читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
 выбирать необходимое число видов на чертежах;
 осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
 выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Информация об используемом УМК
Программа МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и
учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника
Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д.,
Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

Содержание программы 7 класс
Раздел№ 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий.
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в

учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки,
угольника и циркуля.
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
Типы линий: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила
нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных
линий. Значение выносных и размерных линий.
Шрифты чертёжные. Основные сведения о
нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения.
Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения.
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по
индивидуальным заданиям.
Уметь выполнять чертёж плоской детали и
наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о чертёжных инструментах и их назначении. Знать о правилах
оформления чертежей, типы линий. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при
помощи линейки, угольника и циркуля. Уметь выполнять типы линий в соответствии с ГОСТами: толстая основная,
тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная.Знать способы нанесения размеров на
окружности, угловые размеры. Знать Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Уметь выполнять чертёж
плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.
Раздел №2 Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование.
Проецирование
предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость. Знать о плоскостях
проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Профильная плоскость
проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций.
Составление чертежей по разрозненным
изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение
видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже.
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о правилах проецирования на три плоскости.Составление
чертежей по разрозненным изображениям. Уметь составлять чертежи по разрозненным изображениям. Уметь выполнять
чертёж по заданной теме.
Раздел № 3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
Построение аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция. Угол осей.
Аксонометрические
проекции, угол осей, Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Способы построения
аксонометрических фигур. Способы построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные димметрические проекции
окружностей. Изометрические проекции окружностей. Уметь выполнять аксонометрические проекции предметов,
имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о способах построения косоугольной и прямоугольной проекций.
Уметь выполнять аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Уметь выполнять
технический рисунок деталей.
Раздел № 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование
куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и
конуса. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Решение занимательных
задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах.
третьего вида по двум данным видам.

Построение

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и
сопряжений)»
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь выполнять упражнения по анализу геометрической формы
предметов. Уметь выполнять проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Знать порядок построения
изображений на чертежах. Знать порядок построения изображений на чертежах. Уметь выполнять чертёж третьего вида
по двум заданным.
Раздел № 5. Эскизы (2 часа).

Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
Требования к уровню подготовки учащихся: уметь самостоятельно выполнять чертежи, эскизы и технический
рисунок детали.
Учебно-тематический план 7 класс
№

Раздел

п/п

Количество
часов

1

Введение. Техника выполнения чертежей и правила
их оформления

8

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

6

3

Аксонометрические проекции. Технический рисунок. 4

4

Чтение и выполнение чертежей

15

5

Эскизы

2

Итого

35

Содержание 8 класс
Раздел №1 Повторение о способах проецирования. (2часа)
Комплексный чертёж детали по аксонометрической проекции. Аксонометрические проекции.
Раздел № 2 Сечения и разрезы. 15 (часов)
Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения
размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа «
Сечение»
Графическая работа № 1. Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые
случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов. Графическая работа № 2 Чертёж детали. Применение
разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и
упрощения. Графическая работа №3 Сечения и разрезы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
уметь: рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложное преобразование
формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при
решении задач с творческим содержанием.
Раздел № 3 Сборочные чертежи 14 (часов) Общие сведения о соединении деталей. Соединение штифтом и шпонкой.
Понятие о резьба. Условные обозначения. Типы резьбовых соединений.

Типы резьбовых соединений. Графическая работа № 4.Чертёж болтового соединения. Графическая работа. Продолжение
.Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Практическая работа
«Сборочный чертёж. Практическая работа продолжение. Деталирование. Определение размеров деталипо сборочному
чертежу. Графическая работа № 5 Деталирование сборочного чертежа.
Продолжение работы над выполнением чертежа.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать: основы прямоугольного проецирования, правила выполнения
чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов,
условности изображения и обозначения резьбы. Учащиеся должны иметь представление: выполнение технического
рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей. Уметь
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. Выполнять несложные
сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Раздел № 4 Строительные чертежи. 4 (часа)
Строительные чертежи. Понятия об архитектурно- строительных чертежах. Практическая работа по выполнению
строительного чертежа.
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу
между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома.

Учебно - тематический план 8 класс
№

Раздел

Количество
часов

1

Повторение о способах проецирования.

2

2

Сечения и разрезы

15

3

Сборочные чертежи

14

4

Чтение строительных чертежей

4

Итого:

35 часов

Календарно-тематическое планирование. 7 кл
№

Тема урока

п/
п

Ко
лво
ча
со
в

Дата
проведения
Кален
д.

Тип урока

Оборудован
ие

Ключевые понятия,
Домашнее
практические задания задание

Факти
ч.

Раздел № 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).
1

Введение. Техника 1
выполнения
чертежей и правила
их оформления (8
часов).

2

Типы линий.
Чертёжные
инструменты,
материалы и
принадлежности.

1

Читать стр.3-9

Комбинирова Учебник,
нный
тетрадь,

Рассмотрение и
Стр. 10-14
сравнение графических
изображений
инструменты
(чертежей, эскизов,
, чертежи
схем, технических
рисунков и т.д.),
данных в учебнике.
Проведение

вертикальных,
наклонных,
горизонтальных линий
и окружностей при
помощи линейки,
угольника и циркуля.
3

Графическая
работа №1

1

Графическая
работа

«Оформление
чертежа».

Учебник,
тетрадь,

Выполнение рамки и
Стр. 15-18
основной надписи
чертежа на листе
инструменты
формата А4.
, чертежи
вычерчивание линий
чертежа с указанием их
названий (над линиями)
и назначение (под
линиями) обычным
почерком

4

Правила нанесения
размеров на
чертеже

1

Комбинирова Учебник,
тетрадь,
нный
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа на Упражняться в
листе чертежной
нанесении
бумаги формата А4.
линий. Стр.21
провести линии, как
показано на рис. 24

5

Шрифты

1

Комбинирова Карандаши,

Выполнение на листе

Стр. 22-25

чертёжные.

нный

6

Шрифты
чертёжные.
Основные сведения
о нанесении
размеров.
Масштабы.

Комбинирова Карандаши,
нный
бумага

Выполнение на листе
формата А4 алфавита.

7

Графическая
1
работа № 2 по теме
«Чертеж «плоской»
детали».

Графическая
работа

Выполнение чертежа
«плоской » детали на
листе формата А4 с
нанесение размеров и
преобразованием
масштаба по
индивидуальным
заданиям.

8

Продолжение
графической
работы.

Графическая
работа

1

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

бумага

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

формата А4 алфавита.

Стр.26-31

9

Проецирование
общие сведения.

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

10

Проецирование
предмета на две
взаимно
перпендикулярные
плоскости.

1

Комбинирован Учебник,
Выполнение чертежа
Стр.34-37
тетрадь,
ный
предмета в двух видах.
инструменты
, чертежи

11

1
Практическая
работа№3Проецир
ование предмета на
три взаимно
перпендикулярные
плоскости
проекций.

Практическая
работа.

12

Составление
чертежей по
разрозненным
изображениям.

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

1

Выполнение
изображения предмета
на одной плоскости по
наглядному
изображению (с
указанием толщины)

Стр. 36-37

Учебник,
Выполнение чертежа в Стр.38-39
тетрадь,
трех видах.
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа и Читать записи.
решение задач на
составление чертежа из
разрозненных видов.

13

Расположение
видов на чертеже.
Местные виды.

14

Практическая
1
работа № 3 по теме
«Моделирование
по чертежу».

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
предмета в
необходимом кол-ве
видов с
использованием
местного вида,
расположенного в
проекционной связи.

Стр. 40-45

Графическая
работа

Изготовление по
чертежу моделей из
проволоки, бумаги,
картона, пластических
и других материалов.

Повторение,
читать записи.

Проволока,
картон,
учебник,
тетрадь

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
15

Построение
1
аксонометрических
проекций.

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

16

Косоугольная
фронтальная
диметрическая и

Комбинирован Учебник,
Построение
тетрадь,
изометрической
ный
инструменты проекции призмы на

1

Построение осей
Стр. 46-49
фронтальнойдиметриче
ской и изометрических
проекций на стр. 49
рис.61
Стр. 50-52

прямоугольная
проекции.

, чертежи

17

Аксонометрически
е проекции
предметов,
имеющих круглые
поверхности.

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

18

Технический
рисунок.

1

Практическая
работа

стр..63
Построение
изометрической
проекции детали с
цилиндрическим
отверстием.

Стр. 53-57

Детали,
Выполнение
Читать записи.
учебник,
технического рисунка с
тетрадь,
натуры.
инструменты
, чертежи

4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
20

Чертежи и
1
аксонометрические
проекции
геометрических
тел.

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

Чтение и выполнение
чертежа группы
геометрических тел.
Построение развертки
геометрического тела
по выбору.

Стр. 69-72

21

Решение
занимательных

Комбинирован Учебник,
тетрадь,

Решение

Стр.73

1

ный

инструменты занимательных задач.
, чертежи

1

Графическая
работа

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

задач.

22

Проекции вершин,
ребер и граней
предмета.
Графическая
работа № 4 по теме
«Чертежи и
аксонометрические
проекции
предметов».

Выполнение чертежа и Читать записи в
аксонометрической
тетрадях.
проекции предмета с
выделением проекции
точек, отрезков, граней,
ребер, вершин на листе
формата А4.

23

Порядок
построения
изображений на
чертежах.

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
Стр. 80-84
детали в трех видах
(фронтально) с
выбором рациональной
последовательности
действий, из которых
складывается процесс
построения видов
предмета.

24

Построение
вырезов на

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,

Выполнение чертежа
Стр. 84-85
геометрического тела с

геометрических
телах.

ный

инструменты удалением его части (с
вырезом или со срезом)
, чертежи
по разметке.

25

Построение
третьего вида по
двум данным
видам.

1

Комбинирован Учебник,
тетрадь,
ный
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
Стр.86-91
детали в трех видах по
двум данным видам
(спереди и сверху,
спереди и слева, сверху
и слева).

26

Графическая
работа № 5по теме
«Построение
третьей проекции
по двум данным».

1

Графическая
работа

Построение третьего
вида учебной модели
детали по двум данным
на листе формата А4.

27

Нанесение
размеров с учётом
формы предмета.

1

Комбинирован Учебник,
Нанесение размеров с
тетрадь,
учётом формы
ный
инструменты предмета.
, чертежи

Стр. 92-97

28

Геометрические
построения,
необходимые при

1

Комбинирован Учебник,
Упражнение по
тетрадь,
выполнению
ный
инструменты сопряжений.

Стр.98-104

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

с. 91

выполнении
чертежей.

, чертежи

Построение чертежа
«плоской» детали с
применением
сопряжений.

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
«плоской» детали с
использованием
геометрических
построений (в том
числе сопряжений) на
листе формата А4.

Графическая
1
работа № 6 по теме
«Чертеж детали (с
использованием
геометрических
построений, в том
числе и
сопряжений)»

Графическая
работа

30

Чертежи развёрток
поверхностей
геометрических
тел.

1

Комбинирован Учебник,
Выполнение развёрток Стр. 108-110
тетрадь,
поверхностей
ный
инструменты геометрических тел.
, чертежи,
бумага, клей

31

Порядок чтения
чертежей деталей.

1

Комбинирован Задачи,
учебник,
ный
тетрадь,
инструменты

29

с. 106

Устное чтение
Стр.111-116
чертежей. Решение
занимательных задач (в
том числе с элементами

, чертежи

конструирования).

32

Практическая
1
работа № 7 по теме
«Устное чтение
чертежей».

Практическая
работа

Учебник,
тетрадь.

Устное чтение
чертежей. Решение
занимательных задач с
творческим
содержанием (с
элементами
конструирования).

33

Графическая
1
работа № 8 по теме
«Чертеж предмета
в трех видах с
преобразованием
его формы».

Графическая
работа

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
Читать записи.
предмета в трех видах с
преобразованием его
формы (путем удаления
части предмета).

Графическая
работа

Детали,
учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

Выполнение эскиза
Стр.119-124
детали с натуры или по
наглядному
изображению в
необходимом
количестве видов и
технического рисунка

Стр.117

5. Эскизы (2часа).
34

Графическая
работа № 9 по
теме «Выполнение
эскиза и
технического
рисунка детали».

1

той же детали.
35

Графическая
работа № 10 по
теме «Эскизы
деталей с
включением
элементов
конструирования».

1

Графическая
работа

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, чертежи

Выполнение эскизов
Записи в
детали в необходимом тетрадях
количестве видов с
включением элементов
конструирования (с
преобразованием
формы предмета).
с. 122-124

Календарно- тематическое планирование 8 класс
№

Тема урока

Кол Дата
Тип урока
-во проведения
час
Кале Факт.
ов
нд.

Оборудован Ключевые понятия,
Домашнее
ие
практические задания задание

1 Раздел. повторение о способах проецирования 2 ч.
1

Комплексный
1
чертёж детали по
аксонометрической
проекции

Практическаяр Учебник,
тетрадь,
абота
инструменты
, чертежи

Выполнение чертежа
Записи в
предмета по
тетрадях
аксонометрической
проекции или с натуры
в необходимом
количестве видов
(изображений).
с. 123-124

2

Аксонометрически
е проекции

1

Повторение

Учебник,
тетрадь

Аксонометрические
проекции

Записи в
тетрадях

Сечения и разрезы. 15 часов.
3

Знакомство с
техническими
терминами и
конструктивными
элементами.

1

Комбинирова
нный

Таблицы,
тетради

4

Классификация
сечений. Правила
нанесения
размеров.

1

Комбинирова
нный

Учебник,
тетрадь,

Знать о сечениях и
Стр. 128-131
разрезах и их назначении

5

Графическое
обозначение
материала.

2

Комбинирова
нный

Графическое
Стр.132-135
обозначение материала.

6

Практическая
работа по
построению
фигуры.
Практическая
работа. Сечение

1

Практическая
работа

2

Практическая
работа.

инструменты
,
учебник,
тетрадь
Тетрадь,
инструменты
,
чертежи
Учебник,
инструменты

7

Стр.126

Стр.137

Правила выполнения
сечений.

Стр.139-143

8

Графическая
работа № 1.
Чертёж детали.

1

Графичкская
работа.

9

Разрезы.
Классификация.

1

Графическая
работа

10 Соединение на
чертеже вида и
разреза.

1

Графическая
работа

11 Особые случаи
разрезов.

1

Комбинирова
нный

,
таблицы,
чертежи.
Учебник,
тетрадь,
инструменты
,
таблицы,
чертежи.
ФА4
(клетка),
инструменты
,
чертежи
ФА4,
инструменты
,
чертежи
Учебник,
тетрадь,
инструменты
,
таблицы,
чертежи.

Соединение вида и
Стр.147-153
разреза. Другие сведения
.
о разрезах и сечениях.

Виды и классификация
разрезов

Чертёж детали с
применением разреза.

Условности и упрощения Стр.155-158
на чертежах.

12 Практическая
1
работа по
построению
разрезов.
13 Графическая
1
работа № 2 Чертёж
детали.

Практическая
работа

14 Применение
разрезов в
аксонометрии.

1

Комбинирова
нный

15 Практическая
работа «Чтение
чертежа.
16 Выбор количества
изображений.
Условности и
упрощения.

1

Практическая
работа

Учебник,
Чтение чертежей.
Стр.159-160
тетрадь,
инструменты
.
Учебник,
тетрадь,
инструменты
, таблицы,
чертежи,
ФА4
(клетка).
Учебник,
Разрезы в аксонометрии Стр.161-163
тетрадь,
инструменты
,
таблицы,
чертежи.
Учебник,
Стр.164-165
тетрадь,

2

Комбинирова
нный

Учебник,
тетрадь,.

Графическая
работа

Чертежи болтовых и
Стр.167-172
шпилечных соединений

17 Графическая
1
работа №3.
Сечения и разрезы.

18 Общие сведения о
соединении
деталей.
19 Соединение
штифтом и
шпонкой.
20 Понятие о
резьбах.Условные
обозначения.
21 Типы резьбовых
соединений.
22 Типы резьбовых
соединений.

Графическая
работа

Учебник,
тетрадь,
инструменты
, ФА4,
чертежи
таблицы,
чертежи.
Раздел №3 Сборочные чертежи 14 часов

1

Комбинирова
нный

Учебник,
тетрадь

1

Комбинирова
нный

Карточки –
задания.

1

Комбинирова
нный

Учебник,
тетрадь,.

1

Комбинирова
нный
Комбинирова
нный

Учебник,
Изображение и
тетрадь,
обозначение резьбы
учебник,
Резьбовые соединения.
инструменты
,
чертежи

1

Стр. 173-177

Спецификация. Чертежи Стр.178-184
шпоночных и штифтовых
соединений
Условности и упрощения Стр.185-190
на сборочных чертежах.

Стр.200-207

23 Графическая
1
работа № 4.Чертёж
болтового
соединения.

Графическая
работа

24 Графическая
работа.
Продолжение .

1

Практическая
работа

25 Общие сведения о
сборочных
чертежах.

1

Комбинирова
нный

26 Размеры и
изображения на
сборочных
чертежах.

1

Комбинирова
нный

Учебник,
тетрадь,
инструменты
,
таблицы,
чертежи.
Учебник,
тетрадь,
инструменты
,
таблицы,
чертежи.
Тетрадь,
инструменты
,
учебник.

Изображения на
Стр.211-213
строительных чертежах,
масштабы строительных
чертежей, размеры на
строительных чертежах.

Учебник,
Обозначения оконных и
тетрадь,
дверных проёмов,
Стр.214-216
инструменты лестничные клетки.
,

27 Практическая
работа
«Сборочный
чертёж.
28 Практическая
работа
продолжение.
29 Деталирование.
Определение
размеров детали по
сборочному
чертежу.
30 Графическая
работа № 5
Деталирование
сборочного
чертежа.
31 Продолжение
работы над
выполнением
чертежа.

1

Графическая
работа.
Контрольная.

Учебник,
тетрадь,

1

Практическая
работа

Учебник,
тетрадь,

1

Графическая
работа.

Учебник,
тетрадь,

1

Практическое
занятие

инструменты
, чертежи

1

Практическое
занятие

Учебник,
тетрадь.

Раздел №4 Строительные чертежи. 4 часа
32 Строительные
чертежи.

1

Стр.217-218

Стр.220-222

33 Понятие об
архитектурностроительных
чертежах.
34 Практическая
работа по
выполнению
строительного
чертежа.
35 Итоговое занятие.
Итого

1

Комбинирова
нный урок

1

Практическая
работа

1
70

Фактически

Список литературы
Учебник: Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д.,
Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.


Банк разработок Черчение.



Графические и контрольные работы учащихся.



Пособия к уроку (модели, таблицы)



Проектор, компьютер

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Транспортир;

10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».