МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 ИМ. В.В. КУПРИЯНОВА СУЛУКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ «Согласованно» «Утверждено» 28.05.2024г И.о. директора школы Зам. Директора по ВР: __________/ Ц-Д.Х. Цыбекжапова _________/ Ц-Д.Х. Цыбекжапова Приказ № 13 от «28» августа 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединение «Увлекательные шахматы» Срок реализации- 1 год Возраст детей- 10-15 лет Уровень: базовый составитель: Щенников Алексей Сергеевич учитель математики и информатики Сулук 2024 г. Аннотация к программе кружка «Увлекательные шахматы» Курс «Увлекательные шахматы» реализуется через спортивное направление внеурочной деятельности в объёме 1 час в неделю, 34 часа в год. Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Увлекательые шахматы” является формирование следующих умений: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. 2 Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). В конце второго года обучения учащийся: � имеет представление об особенностях различных стадий шахматной партии; � знает основу стратегии и тактики борьбы, элементарные риемы планирования и реализации; � знает суть и последствия бесплановой игры (бесполезные ходы, многочисленные шахи, желание в любой позиции поставить мат); учащийся научится: � вести борьбу со строгим соблюдением принципов дебюта, приемов борьбы в миттельшпиле и необходимой технике в окончании; � осуществлять мыслительную деятельность при работе с тестами, используя в качестве решений многоходовые продолжения; � вести краткую запись шахматной партии; � проводить шахматную партию и логично завершать шахматную партию, пройдя все ее стадии. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания "Назови вертикаль" . Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог 3 спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”). "Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1–а5”). “Какого цвета поле?” Учитель называет какое -либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся. 3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания “Шах или мат”.Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. 4 Основные формы и средства обучения � � � � � практическая игра; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки; участие в турнирах и соревнованиях. Методы обучения и воспитания � На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей: - правилам игры; - элементарной технике реализации перевеса. По мере освоения программы используются: � частично-поисковые методы; � проблемного обучения; � самостоятельная работа; � методы контроля и самоконтроля; � работа с литературой; � методы стимулирования и мотивации. 5 3. Тематическое планирование. Повторение (2часа) 1. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. 2. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Краткая история шахмат (1час) 3. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматная нотация (3часа) 4. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей 5. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения 6. Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. Ценность шахматных фигур (4 часа) 7. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. 8. Достижение материального перевеса 9. Достижение материального перевеса. Способы защиты. 10. Защита. Техника матования одинокого короля (4ч.) 11. Две ладьи против короля 12. Ферзь и ладья против короля. 13. Ферзь и король против короля. 14. Ладья и король против короля. Достижение мата без жертвы материала (4 часа) 15 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. 16. Цугцванг. 17. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. 18. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Шахматная комбинация (15 часов) 19. Матовые комбинации. Тема отвлечения. 20. Матовые комбинации. Тема завлечения. 21. Матовые комбинации. Тема блокировки. 22. Тема разрушения королевского прикрытия. 23. Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. 24. Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. 25. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. 26. Тема уничтожения защиты. Тема связки. 27. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. 28. Тема превращения пешки. 29. Сочетание тактических приемов. 30. Патовые комбинации. 31. Комбинации на вечный шах. 32. Типичные комбинации в дебюте. 33. Типичные комбинации в дебюте (усложненные примеры). Повторение (1час) 34. Игровая практика 6 Литература: 1. Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.: 2. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл. 3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр. 4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.), стр. 287. 5. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. 6. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 7