Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ступень обучения (класс) Количество часов 68 Учитель основное среднее (8, 9 класс) Уровень базовый Судакова Любовь Ивановна Программа I вида разработана на основе авторской программы Лавреновой Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»). 34 часа https://fmc.hse.ru/8-9 forms Пояснительная записка В 8- 9 классах обучаются дети в возрасте 14 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8- 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Рабочая программа рассчитана на 68учебных часов, из расчета 1 час в неделю (8 класс – 34ч. при 34 учебных неделях, 9 кл – 34час. при 34 учебных неделях). Планируемые результаты освоения учебного предмета Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Содержание учебного предмета Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит,дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Раздел 3. Риски в мире денег Базовые понятия и знания: особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Раздел 4. Семья и финансовые организации: ка сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия и знания: налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 8-9 классы № Раздел Примерная или авторская программа Рабочая программа 1 Раздел 1.Управление денежными средствами семьи 8 15 2 Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния 6 10 3 Раздел 3.Риски в мире денег 7 8 Итоговый контроль по курсу 0 1 21 34 7 6 3 Раздел 3.Риски в мире денег 4 Раздел 4.Семья и финансовые организации: как 8 сотрудничать без проблем 16 5 Раздел 5.Человек и государство: как они взаимодействуют 5 10 Итоговый контроль по курсу 0 2 20 34 Литература 1.Липсиц, И. В., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению») https://fmc.hse.ru/8-9 forms 2. Липсиц И.В., Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms 3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. И.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 Календарно – тематическое планирование, 8 класс №№ Тема Кол- во Рег. час К-т 1-15 Раздел 1. Управление денежными средствами семьи 15 Тема 1. Происхождение денег 4 1-2 3-4 Деньги: что это такое? 2 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи 2 Тема 2. Источники денежных средств семьи 3 5 Какие бывают источники доходов 1 6-7 От чего зависят личные и семейные доходы 2 Тема 3. Контроль семейных расходов 2 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 2 Тема 4. Построение семейного бюджета 6 8-9 10-11 Что такое семейный бюджет и как его построить 2 12-13 Как оптимизировать семейный бюджет 2 14-15 Проведение контроля по разделу 2 16-25 16-17 Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния 10 Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций 4 Для чего нужны финансовые организации 2 Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций 2 Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния 6 20-21 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование 2 22-23 Как осуществлять финансовое планирование на разных 2 18-19 Дата жизненных этапах 24 Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) 1 25 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 26-33 Раздел 3. Риски в мире денег 8 Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 8 26-27 28-29 30-31 ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Чем поможет страхование 2 2 2 32 Осуществление проектной работы 1 33 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 34 Итоговый контроль по курсу 1 Итог 34 Календарно – тематическое планирование , 9 класс №№ Тема К- во час 1-6 Раздел 3. Риски в мире денег 6 Тема 8. Риски в мире денег 6 1-2 Какие бывают финансовые риски 2 3-4 Что такое финансовые пирамиды 2 5 Осуществление проектной работы 1 6 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 7-22 Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 16 Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи 4 7-8 Что такое банк и чем он может быть вам полезен 2 9-10 Польза и риски банковских карт 2 11-12 13-15 16 Тема 10. Собственный бизнес 6 Что такое бизнес 2 Как создать свое дело 3 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 Тема 11. Валюта в современном мире 6 17-18 Что такое валютный рынок и как он устроен 2 19-20 Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте 2 21 Осуществление проектной работы 1 22 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 23-32 Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 10 Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи 5 23-24 Что такое налоги и зачем их платить 2 25-26 Какие налоги мы платим 2 27 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 Рег. К-т Дата Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости 5 28-30 Что такое пенсия и как сделать ее достойной 3 31-32 Осуществление проектной работы 2 33-34 Итоговый контроль по курсу 2 Итог 34