Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 8-9 классов 2024г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского поселения
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»

Ступень обучения (класс)

Количество часов 68

Учитель

основное среднее (8, 9 класс)

Уровень базовый

Судакова Любовь Ивановна

Программа I вида разработана на основе авторской программы
Лавреновой Е.
Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б.
Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»). 34
часа https://fmc.hse.ru/8-9 forms

Пояснительная записка
В 8- 9 классах обучаются дети в возрасте 14 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому
становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для
оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8- 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых
вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых
школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение
школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли
взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности
учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не
бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных
ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у
учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,
нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора,
анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на
электронных, так и на бумажных носителях.
Рабочая программа рассчитана на 68учебных часов, из расчета 1 час в неделю (8 класс –
34ч. при 34 учебных неделях, 9 кл – 34час. при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность
денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,
структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль
расходов семьи, семейный бюджет: профицит,дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия
денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и
личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое
планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических
лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного
цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды
рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных
случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация,
банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: ка сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка
лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания
бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать
типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на
валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;
пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);
способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность», 8-9 классы
№ Раздел

Примерная или
авторская программа

Рабочая
программа

1

Раздел 1.Управление денежными средствами
семьи

8

15

2

Раздел 2. Способы повышения семейного
благосостояния

6

10

3

Раздел 3.Риски в мире денег

7

8

Итоговый контроль по курсу

0

1

21

34

7

6

3

Раздел 3.Риски в мире денег

4

Раздел 4.Семья и финансовые организации: как 8
сотрудничать без проблем

16

5

Раздел 5.Человек и государство: как они
взаимодействуют

5

10

Итоговый контроль по курсу

0

2

20

34

Литература
1.Липсиц, И. В., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9
классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —
352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению») https://fmc.hse.ru/8-9 forms
2. Липсиц И.В., Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И.
Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 c. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. И.Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц,
Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы
для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

Календарно – тематическое планирование, 8 класс
№№

Тема

Кол- во Рег.
час
К-т

1-15

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

15

Тема 1. Происхождение денег

4

1-2
3-4

Деньги: что это такое?

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи

2

Тема 2. Источники денежных средств семьи

3

5

Какие бывают источники доходов

1

6-7

От чего зависят личные и семейные доходы

2

Тема 3. Контроль семейных расходов

2

Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать

2

Тема 4. Построение семейного бюджета

6

8-9

10-11

Что такое семейный бюджет и как его построить

2

12-13

Как оптимизировать семейный бюджет

2

14-15

Проведение контроля по разделу

2

16-25

16-17

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

10

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых организаций

4

Для чего нужны финансовые организации

2

Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций

2

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения
благосостояния

6

20-21

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2

22-23

Как осуществлять финансовое планирование на разных

2

18-19

Дата

жизненных этапах
24

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему)

1

25

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

26-33

Раздел 3. Риски в мире денег

8

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться

8

26-27
28-29

30-31

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы
Чем поможет страхование

2
2

2

32

Осуществление проектной работы

1

33

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

34

Итоговый контроль по курсу

1

Итог

34

Календарно – тематическое планирование , 9 класс
№№

Тема

К- во
час

1-6

Раздел 3. Риски в мире денег

6

Тема 8. Риски в мире денег

6

1-2

Какие бывают финансовые риски

2

3-4

Что такое финансовые пирамиды

2

5

Осуществление проектной работы

1

6

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

7-22

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем

16

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

4

7-8

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

2

9-10

Польза и риски банковских карт

2

11-12
13-15
16

Тема 10. Собственный бизнес

6

Что такое бизнес

2

Как создать свое дело

3

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Тема 11. Валюта в современном мире

6

17-18

Что такое валютный рынок и как он устроен

2

19-20

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

2

21

Осуществление проектной работы

1

22

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

23-32

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

10

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

5

23-24

Что такое налоги и зачем их платить

2

25-26

Какие налоги мы платим

2

27

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Рег.
К-т

Дата

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое
благополучие в старости

5

28-30

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

3

31-32

Осуществление проектной работы

2

33-34

Итоговый контроль по курсу

2

Итог

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».