Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского поселения
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Ступень обучения (класс)
Количество часов 68
Учитель
основное среднее (8, 9 класс)
Уровень базовый
Судакова Любовь Ивановна
Программа I вида разработана на основе авторской программы
Лавреновой Е.
Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б.
Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»). 34
часа https://fmc.hse.ru/8-9 forms
Пояснительная записка
В 8- 9 классах обучаются дети в возрасте 14 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому
становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для
оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8- 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых
вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых
школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение
школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли
взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности
учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не
бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных
ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у
учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,
нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора,
анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на
электронных, так и на бумажных носителях.
Рабочая программа рассчитана на 68учебных часов, из расчета 1 час в неделю (8 класс –
34ч. при 34 учебных неделях, 9 кл – 34час. при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность
денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,
структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль
расходов семьи, семейный бюджет: профицит,дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия
денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и
личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое
планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических
лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного
цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды
рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных
случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация,
банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: ка сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка
лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания
бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать
типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на
валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;
пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);
способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность», 8-9 классы
№ Раздел
Примерная или
авторская программа
Рабочая
программа
1
Раздел 1.Управление денежными средствами
семьи
8
15
2
Раздел 2. Способы повышения семейного
благосостояния
6
10
3
Раздел 3.Риски в мире денег
7
8
Итоговый контроль по курсу
0
1
21
34
7
6
3
Раздел 3.Риски в мире денег
4
Раздел 4.Семья и финансовые организации: как 8
сотрудничать без проблем
16
5
Раздел 5.Человек и государство: как они
взаимодействуют
5
10
Итоговый контроль по курсу
0
2
20
34
Литература
1.Липсиц, И. В., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9
классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —
352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению») https://fmc.hse.ru/8-9 forms
2. Липсиц И.В., Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И.
Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 c. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. И.Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц,
Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). https://fmc.hse.ru/8-9 forms
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы
для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Календарно – тематическое планирование, 8 класс
№№
Тема
Кол- во Рег.
час
К-т
1-15
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
15
Тема 1. Происхождение денег
4
1-2
3-4
Деньги: что это такое?
2
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи
2
Тема 2. Источники денежных средств семьи
3
5
Какие бывают источники доходов
1
6-7
От чего зависят личные и семейные доходы
2
Тема 3. Контроль семейных расходов
2
Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать
2
Тема 4. Построение семейного бюджета
6
8-9
10-11
Что такое семейный бюджет и как его построить
2
12-13
Как оптимизировать семейный бюджет
2
14-15
Проведение контроля по разделу
2
16-25
16-17
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
10
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых организаций
4
Для чего нужны финансовые организации
2
Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций
2
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения
благосостояния
6
20-21
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
2
22-23
Как осуществлять финансовое планирование на разных
2
18-19
Дата
жизненных этапах
24
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему)
1
25
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
26-33
Раздел 3. Риски в мире денег
8
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
8
26-27
28-29
30-31
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы
Чем поможет страхование
2
2
2
32
Осуществление проектной работы
1
33
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
34
Итоговый контроль по курсу
1
Итог
34
Календарно – тематическое планирование , 9 класс
№№
Тема
К- во
час
1-6
Раздел 3. Риски в мире денег
6
Тема 8. Риски в мире денег
6
1-2
Какие бывают финансовые риски
2
3-4
Что такое финансовые пирамиды
2
5
Осуществление проектной работы
1
6
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
7-22
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем
16
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
4
7-8
Что такое банк и чем он может быть вам полезен
2
9-10
Польза и риски банковских карт
2
11-12
13-15
16
Тема 10. Собственный бизнес
6
Что такое бизнес
2
Как создать свое дело
3
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
Тема 11. Валюта в современном мире
6
17-18
Что такое валютный рынок и как он устроен
2
19-20
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
2
21
Осуществление проектной работы
1
22
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
23-32
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
10
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
5
23-24
Что такое налоги и зачем их платить
2
25-26
Какие налоги мы платим
2
27
Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля
1
Рег.
К-т
Дата
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое
благополучие в старости
5
28-30
Что такое пенсия и как сделать ее достойной
3
31-32
Осуществление проектной работы
2
33-34
Итоговый контроль по курсу
2
Итог
34